Британские люксовые бренды, некогда блиставшие на европейских витринах, теперь напоминают дорогие часы с тикающим внутри кризисом. Новые данные рисуют безрадостную картину: экспорт в ЕС просел на 43% по сравнению с гипотетическим сценарием «без Brexit». Особенно пострадали мода и аксессуары (–64%), а также предметы интерьера и ремесленные изделия (–50%).
Сложности таможенных процедур превратили логистику в квест с непредсказуемым финалом. Бренды столкнулись с:
Некоторые компании, словно перебежчики в ночи, открывают склады в ЕУ, чтобы обойти новые барьеры. Инвестиции, которые могли удобрить британскую почву, теперь прорастают за Ла-Маншем.
Пока Европа сжимается как шагреневая кожа (с 42% мирового экспорта в 2017 до 32% в 2022), другие рынки демонстрируют осторожное восстановление. Но ЕУ по-прежнему – главный покупатель британского шика, оставив позади даже аппетитные США и Азию.
«Мы словно виолончелист, играющий в перчатках, – комментирует ситуацию отраслевой эксперт. – Потенциал есть, но тонкости исполнения теряются в бюрократическом гуле».
Среди предложений правительству:
Индустрия, дающая казне £14.6 миллиардов и кормящая 450 тысяч человек, ждет не слов, а действий. Иначе вместо «Сделано в Британии» мир будет читать «Когда-то сделано в Британии».